НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АРКТИКИ

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Расмуссен и позднейшие исследователи Гренландии, Северо-западный проход

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АРКТИКИ

Расширение для заработка в браузере без вложений

Расмуссен и позднейшие исследователи Гренландии

Арктическим путешественником «старого типа» был выдающийся исследователь быта эскимосов Кнуд Якоб Расмуссен, сын датчанина и гренландской эскимоски.
   Расмуссен рос среди эскимосов и с детства выучился их языку; Арктику он оставлял лишь на короткое время. За период 1902—1908 гг. он участвовал в двух датских научных экспедициях — «литературной» и этнографической, в обеих изучая быт полярных эскимосов на северо-западе Гренландии — у залива Мелвилл (76° с. ш.) и у пролива Смит (за параллелью 78° с. ш.). В эти годы он написал свою первую книгу «Новые люди. Год у соседей Северного полюса» (1906 г.). С 1910 г. Расмуссен избрал как базу своих исследовательских экспедиций, которые он соединял с торговыми операциями, гренландский поселок Туле (76°, 5с. ш.), расположенный на северном берегу Баффинова залива.
   С 1912 по 1933 г. Расмуссен провел семь так называемых «Тулеских» экспедиций, изучая северную Гренландию и Американскую Арктику. Как и Стефансон, он почти постоянно «жил от страны» и передвигался налегке. В 1912 г. он через внутренний ледяной купол Гренландии перешел к Датскому фьорду на северо-восточном берегу, у 82-й параллели: он был открыт в 1907 г. датчанином Л. Мюлиусом-Эриксеном, который и умер в этом районе у фьорда Индепенденс с голоду вместе с двумя своими спутниками. Расмуссен нашел в этом районе остатки самого северного из известных нам поселений эскимосов, и следовательно, крайнего предела человеческого поселения вообще. Тем же путем, через внутренний ледяной купол Гренландии, он вернулся в Туле.
   В 1916—1918 гг. Расмуссен исследовал большие фьорды северного побережья Гренландии до Де-Лонг-фьорда у Земли Нансена; в 1919 г. вел этнографические исследования на небольшом острове Ангмагсалик (62°, 5 с. ш.), расположенном у юго-восточного побережья Гренландии.
   В 1921—1924 гг. Расмуссен провел пятую по счету и важнейшую по результатам «Тулескую» экспедицию, описанную им в книгах «От Гренландии к Тихому океану» (закончена в 1925 г.) и «Тулеское путешествие...» (1926 г.). Он прошел на нартах с собачьей упряжкой от Гренландии через Гудзонов пролив и Гудзонов залив и далее вдоль северного берега Америки к Берингову проливу, исследуя быт американских эскимосов. Это было величайшее по протяженности в истории Арктики путешествие на нартах с собачьей упряжкой. Пятнадцать месяцев Расмуссен не подавал о себе вестей, и его считали погибшим.
   В 1931 г. Расмуссен от Туле прошел на юг вдоль почти всего западного побережья Гренландии, а в 1932 г. снова посетил северо-восточную Гренландию. В следующем году он умер, 54 лет от роду. В год его смерти (1933) вышла в свет его «Книга об Арктике». Главной целью Расмуссена во всех его путешествиях было исследование быта гренландских и американских эскимосов, но его спутники — или начальники научных датских экспедиций, в которых он не раз принимал участие, Л. Мюлиус-Эриксен, Лауге Кох и некоторые другие — внесли большой вклад в географию, картографию и геологию Гренландии.
   Именно Лауге Кох, руководивший «юбилейной» гренландской экспедицией (1920—1923 гг.) в память о вторичной датско-норвежской колонизации страны Хансом Эгеде, завершил выяснение береговой линии Гренландии; он нанес на точную карту северное побережье острова. После этого он руководил еще пятью экспедициями, исследовавшими Гренландию, и с 1926 по 1937 г. провел там десять летних сезонов и несколько зимовок. Одна из них, состоявшая из 375 сотрудников разных специальностей, изучала полосу центральной Гренландии между 71 и 76° с. ш.
   Между двумя мировыми войнами Гренландия изучалась и разведывалась (в значительной мере с военными целями) и представителями других наций; в частности, в 30-х годах ледяной купол Гренландии был пересечен на разных широтах германцами, норвежцами, англо-канадцами. За это время в прибрежной восточной горной полосе открыт был на полуострове Земля Кнуда Расмуссена (68—70° с. ш.) хребет Уоткинса с вершиной Гунбьёрн (3700 м).
   При пересечениях Гренландии измерялась толщина ледяного купола (до 3300 м) и высота над уровнем моря подстилающей его поверхности (в среднем — 125 м). Кроме хребта Уоткинса, на окраинах острова прослежен ряд других, более низких горных цепей, открыты обширные горные массивы — плоские и ступенчатые. Рельеф Гренландии, однако, недостаточно выяснен и в настоящее время.

Северо-западный проход

Первую удачную попытку после Руаля Амундсена обогнуть с севера американский материк сделал канадский сержант горной полиции Анри (Генри) Ларсен. На полицейской моторной шлюпке «Сент-Рок» длиной в 30 м (80 т) он в 1940—1942 гг. с семью спутниками прошел с двумя зимовками с запада на восток — из Ванкувера в Галифакс через проливы Канадского архипелага, избрав тот же маршрут, что и в свое время Руаль Амундсен. Для середины XX в. такой переход не был большим достижением и сам Ларсен рассматривал его как тренировку и предварительную разведку западного варианта Северного морского пути.
   В 1944 г. Ларсен на том же судне «Сент-Рок» и при таком же численно экипаже прошел весь Северо-западный проход в одну навигацию, с востока на запад. Весь путь от атлантического порта Галифакс (44° 40' с. ш.) до тихоокеанского порта Ванкувер (49° 16' с. ш.) он сделал в 86 дней (22 июля — 16 октября). Из них он потратил 18 дней на переход по параллели 74° с. ш. между островами центральной части Канадского архипелага — проливами Ланкастер, Барроу, Мелвилл до северо-западного выступа Виктории, мыса Пил.
   В 1948 г. два мощных американских ледокола, «Ист-Уинд» и «Эдисто», в исключительно благоприятных ледовых условиях прошли на север от Канадского архипелага через море Линкольна до 85° с. ш. (пока — рекорд для свободно плавающих судов). Из-за потери на «Эдисто» одного из двух винтов оба ледокола повернули на юг. Затем они плавали в водах Канадского архипелага, причем обошли кругом весь остров Элсмира, использовав, в частности, очень узкий и извилистый пролив Юрика (между островами Элсмира и Аксель-Хайберг).
   Несмотря на эти достижения, до настоящего времени (1956г.) Северо-западный проход не используется для торгового судоходства.


Просмотров: 465